Рост цен на овощи в период Великого поста в этом году оказался не таким бурным, как обычно, зафиксировали в Институте аграрного маркетинга. И прогнозируют — до конца апреля общее подорожание по этой группе не превысит 5 процентов.
Но в этом году не будет в период поста дешеветь мясо. Директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина рассказала «РГ», что это связано с ростом акцизов на бензин — у компаний подорожает логистика.
Что касается овощей, то два-три года назад за период поста цены на них росли в среднем на 15-20 процентов. В этом — в три-четыре раза меньше, прогнозирует Тюрина. «Это связано со снижением реальных доходов населения. Дальнейший рост цен приведет к резкому сокращению потребления», — рассказывает эксперт. Хотя и отмечает, что российский рынок все еще сильно зависит от импортных поставок овощей и фруктов.
Любопытная тенденция отмечается в сегменте масложировой продукции. Те, кто соблюдает пост, как известно, не употребляют в пищу сливочное масло. Так что растет популярность растительного. В последнее время, это происходит и без православных традиций.
«В целом растет спрос на растительные масла, — рассказывает Тюрина. — По мере того, как платежеспособный спрос смещается в сторону молодого поколения, все более популярным становится здоровое питание. В том числе это сокращение потребления животных и увеличение потребления растительных жиров». По словам собеседницы «РГ», все больший интерес россияне проявляют не только к подсолнечному, но и к оливковому, рапсовому, кокосовому. Правда, подсолнечное масло в последнее время подорожало — за полгода на 20 процентов.
Это связано с резким ростом курса доллара. Производителям в прошлом году было куда выгоднее поставлять свою продукцию на экспорт, чем продавать на внутренний рынок. В итоге ценам в рознице пришлось «подтягиваться» до нужного уровня.