23 декабря 2015 года в Алабердино Тетюшского муниципального района состоялось открытие убойного пункта КФХ Залялиев Ф.М.
Читать далее
Беларусь разрешила ввоз свинины из Ленинградской и Липецкой областей
Беларусь сняла ограничения на ввоз свинины из Ленинградской и Липецкой областей России.
Читать далее
Свинокомплекс «Уральский» открыл новое производство
На свинокомплексе «Уральский» вышла на производственную мощность линия по переработке кишечного сырья. Предприятие выпускает череву калиброванную —дорогостоящий продукт, который является важным ингредиентом для производства колбас и мясных деликатесов.
Читать далее
Группа компаний «Агро-Белогорье» совместно с немецкими партнерами собирается возвести в Белгородской области завод по производству оборудования для сельскохозяйственной отрасли
Строительство предприятия, получившего название «ЗМС-технолоджи», планируется начать уже будущей весной. Ввод завода в эксплуатацию ожидается в конце 2016 – начале 2017 гг. Производство разместится на 2 гектарах в Белгородском районе рядом с селом Нижний Ольшанец. Осенью здесь уже выполнена часть земельных работ: выровнена площадка под строительство.
Читать далее
Дмитрий Медведев подписал постановление о включении Украины в список стран, в отношении которых действует продуктовое эмбарго
Глава правительства России Дмитрий Медведев объявил о том, что продуктовое эмбарго в отношении украинских товаров начнет действовать с 1 января 2016 года.
«Соответствующее постановление правительства я только что подписал. С 1 января 2016 года на Украину будут распространены ответные экономические меры в связи с ее присоединением к антироссийским санкциям Евросоюза и США», — заявил Медведев на совещании с вице-премьерами (цитата по «Интерфаксу»).
Премьер-министр также пояснил, что с 1 января 2016 года в отношении Украины вместо договора о зоне свободной торговли будет применяться режим наибольшего благоприятствования (РНБ).
«С 1 января 2016 года в отношении Украины будут применяться ввозные пошлины, предусмотренные единым таможенным тарифом ЕАЭС, то есть на Украину будет распространяться режим наибольшего благоприятствования без каких-либо исключений. Все преференции уходят в прошлое, льгот не будет», — пояснил Медведев (цитата по ТАСС).
Постановление о введении продуктового эмбарго и прекращении свободной торговли с Украиной подписано в день проведения в Брюсселе очередной трехсторонней встречи представителей ЕС, России и Украины. На ней вновь обсуждаются условия создания зоны свободной торговли Украины и ЕС и риски создания такой зоны для России. 1 декабря в Брюсселе уже была аналогичная встреча, но стороны не пришли к соглашению. Глава украинского МИДа Павел Климкин тогда назвал позицию российских властей неконструктивной. В свою очередь, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил, что Украина согласилась с рядом предложений России, но «тем не менее, приемлемого документа пока нет».
Напомним, что 16 декабря президент России Владимир Путин подписал указ о приостановлении с 1 января 2016 года договора о зоне свободной торговли в отношении Украины. В документе говорилось, что это решение объясняется «исключительными обстоятельствами, затрагивающими интересы и экономическую безопасность России».

«Мы не собираемся вводить в отношении Украины какие бы то ни было санкции. Я хочу, чтобы это было услышано. Мы просто переходим на режим наибольшего благоприятствования в торговле», — заявил Путин, выступая на ежегодной пресс-конференции 17 декабря.
В августе 2015 года в список стран, в отношении которых Россия ввела продовольственное эмбарго, были внесены Албания, Черногория, Исландия, Лихтенштейн и Украина. При этом в отношении Украины были предусмотрены особые условия введения эмбарго, оно должно было вступить в силу в случае запуска Киевом экономической ассоциации с Евросоюзом, «но не позднее 1 января 2016 года».
В середине ноября 2015 года министр экономического развития Алексей Улюкаев напомнил, что решение о введении продуктового эмбарго в отношении Украины с 1 января 2016 года уже принято. «Поскольку Украина присоединилась к санкциям против Российской Федерации — экономическим, финансовым, мы приняли решение о введении защитных мер в виде продовольственного эмбарго. Просто это решение имеет отсроченный характер. Оно тоже отсрочено до 1 января», — сказал тогда Улюкаев.
16 декабря Улюкаев заявил, что до 1 января — до отмены действия свободной торговли России и Украины — Москва продолжит искать возможности «вернуть вопрос в позитивную плоскость». «Я думаю, что дверь еще не окончательно захлопнута, поэтому мы сможем каким-то образом эту ситуацию при наличии доброй воли участников урегулировать. Будем стараться вернуть вопрос в позитивную плоскость», — говорилось в заявлении министра, распространенном его пресс-службой.
Премьер-министр Украины Арсений Яценюк оценил будущие потери от российского эмбарго в 2016 году в $600 млн. Позднее президент Украины Петр Порошенко заявил, что Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом компенсирует потери Украины от закрытия российского рынка через несколько лет, и пообещал, что Украина примет «адекватное решение» в случае введения Россией продуктового эмбарго. «Если Россия примет решение по санкциям, жаль, но мы должны будем принять адекватное решение», — говорил Порошенко, не уточняя, в чем это решение будет заключаться.
Для России введение продуктового эмбарго в отношении Украины уже не будет иметь особого значения, говорил в ноябре РБК Александр Кнобель, директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС, поскольку по позициям сельского хозяйства и готовой пищевой продукции уже произошло сокращение торгового оборота в 5–6 раз из-за конфликта, нестабильности российской и украинской валют и запретительных мер Россельхознадзора и Роспотребнадзора. Если в 2014 году импорт с Украины «санкционных товаров» составил $287 млн, то в январе—сентябре 2015 года — всего лишь $93 млн, следует из данных Центра международной торговли (ЦМТ).
Гораздо более существенное влияние окажет повышение Россией ввозных пошлин для украинских товаров с 1 января. Сейчас на все товары с Украины (кроме белого сахара) действует нулевая таможенная пошлина. «Никакими льготами и преференциями Украина в торговле с Россией с 1 января 2016 года пользоваться не будет», — говорил президент Владимир Путин 17 декабря на итоговой ежегодной пресс-конференции. По его словам, средневзвешенный тариф будет составлять 6%.
Новый режим приведет к снижению торговли с Украиной примерно на 10%, прогнозировал Кнобель, а директор по прикладным исследованиям РЭШ Наталья Волчкова оценивала возможное снижение на 10–15%.
Руководитель Ассоциации свиноводов Украины: проблема в том, что Госветслужба находится в полуреформированном состоянии

Уходящий год стал очень непростым для свиноводческой отрасли – молниеносное проникновение африканской чумы свиней практически во все приграничные области страны, серьезное снижение спроса и отсутствие экспорта, еще и изменения в налоговой политике к концу года поставили отрасль на грань выживания. Об основных проблемах отрасли, а также о перспективах ее развития Українським Новинам рассказал руководитель Ассоциации свиноводов Артур Лоза.
Охарактеризуйте, пожалуйста, нынешнюю ситуацию на рынке свинины: поголовье, производство, цены.
Несмотря на сложившуюся в стране ситуацию, в кризисный период отрасль чувствовала себя в целом относительно комфортно. Промышленный сегмент свиноводства на сегодняшний день демонстрирует хоть и слабую, но положительную динамику (по данным Госстата, поголовье в сельхозпредприятиях по состоянию на 1 декабря составляло 3827,4 тыс. голов, что на 0,6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). А общее сокращение поголовья и, следовательно, спад производства свинины, происходит за счет сокращения количества голов в частных домохозяйствах (3728,8 тыс. голов — 92,4% по сравнению с 2014 годом). Промышленный сектор сейчас уже вышел на тот эффективный уровень, когда может задавать основные тренды и ценовую тенденцию на рынке. Это те производители, которые инвестировали средства в строительство новых ферм или модернизацию старых, в генетику, технологии, новые подходы в менеджменте. Однако сейчас есть определенные факторы или вызовы, которые могут негативно сказаться не только на работе менее эффективных предприятий или частного сектора в следующем году, но и на их работе тоже. Первый вызов — это общая экономическая ситуация и ключевой фактор, влияющий на отрасль, — уровень спроса. Следующий фактор, рукотворный, — это несвоевременные изменения в налогообложении. И третий вызов — это африканская чума свиней.
Давайте по очереди. Как изменился уровень спроса за последние два-три года?
Уже второй год подряд наблюдаем серьезное падение. По сравнению с 2013 годом, когда у нас было наибольшее потребление на уровне 990 тыс. тонн, сейчас имеем падение спроса за два года более чем на 25%.
Стоимость свинины постоянно меняется. Первый квартал был очень проблемным по ценам. Например, в январе – 24 гривны/кг, в феврале – 22,50. Весной мы имели повышение цены, а летом она даже поднималась до 37 гривен/кг, затем она снова снизилась, но была в комфортном для производителей диапазоне. В среднем за 11 месяцев — на уровне 30 гривен/кг. А сейчас, к концу года, когда обычно растет спрос на свинину и объемы продаж, этого не наблюдается. Спрос крайне низкий, торговля слабая, а нынешний уровень цен пересек границу доходности даже достаточно эффективных предприятий. В первой половине декабря цены на рынке составляли 26,5-27,5 гривны/кг (в живом весе) для мясной (беконной) свинины, а для свинины среднего (универсального) уровня цены еще ниже. При том, что операционная себестоимость составляет порядка 25-27 гривен/кг, не считая амортизационных расходов и финансовых обязательств предприятий. Ведь не секрет, что практически все предприятия инвестируют кредитные средства на 5 и более лет, оплачивая проценты и другие платежи. В менее эффективных предприятий себестоимость производства достигает 30-33 гривен/кг. А это уже далеко за чертой доходности при нынешних ценах реализации.
Каковы прогнозы на следующий год по производству и потреблению, учитывая те факторы, о которых Вы упоминали?
Учитывая тяжелую экономическую ситуацию, и как результат, низкую покупательную способность населения, спрос на свинину в следующем году может вырасти не более чем на 1%, что никак не улучшит ситуацию на рынке.
Негативно скажется на ситуации и отмена льготной уплаты НДС для аграриев с 1 января в соответствие с разработанной Минфином концепцией налоговой реформы. По нашим прогнозам, это приведет к росту цен прежде всего на кормовую базу на 10%, при этом закупочные цены на свинину будут еще больше снижаться. Разница между себестоимостью производства и ценой реализации приведет к вымыванию оборотных средств производителей свинины.
В ситуации высокой себестоимости продукции и низкого спроса на нее на внутреннем рынке чуть ли не единственным инструментом спасения является экспорт. Однако украинская отрасль свиноводства уже длительное время находится на полпути к реальным возможностям экспорта – в то время, когда практически весь мир экспортирует переработанное мясо (как минимум кусковое, а преимущественно, это отдельные продукты и, как правило, фасованные), Украина продолжает экспортировать полутуши. Такая продукция обычно шла на российский рынок, где она в дальнейшем перерабатывалась. Однако в следующем году велика вероятность того, что Россия все-таки введет эмбарго на поставки украинской продукции на ее рынок, в связи с чем мы потеряем практически весь экспорт. Ведь обычно в структуре экспорта свинины доля России превышает 90-95%. А поскольку производство в следующем году, скорее всего, останется на том же уровне, что и в 2015 — около 740-750 тыс. тонн, то при отсутствии должного спроса избыток предложения будет давить на внутренний рынок и снижать цены еще больше.
Отмечу, что в этом году у нас будет рекордный экспорт. По данным Экономического дискуссионного клуба, он делится на две категории — экспорт вообще (около 33 тыс. тонн) и экспорт в экономическую зону Крым (18 тыс. тонн). То, что поступало в Крым, частично там и оставалось, а частично, скорее всего, шло в Россию.
Какие рынки являются перспективными для нашей свинины при отсутствии российского?
Остальную свинину, которую мы поставляем не в Россию, экспортируем в Молдову, Грузию и Казахстан (но это опять же транспортный коридор через Россию).
Для нас потенциально привлекательным является европейский рынок, Европа — это сейчас второй экспортер свинины в мире после США. Но у нее жесткие требования в отношении импортных товаров. А у нас нет пока производителей свинины, которые имеют еврономер и возможность экспорта на европейские рынки. И для того, чтобы эти предприятия могли переоборудовать производство, пройти сертификацию в соответствии с требованиями ЕС, необходимо время.
Однако уже сегодня можно работать и в других направлениях. Крупнейшие мировые импортеры свинины находятся в азиатском регионе — Япония, Китай, Гонконг, Южная Корея, Вьетнам. У них требования менее жесткие, но для того, чтобы украинскому производителю попасть на эти рынки, все равно необходима определенная последовательность шагов — согласование ветеринарных сертификатов, изучение требований этих рынков, поиск потенциального покупателя.
Понимаете ли, мы — ассоциация производителей свинины, между нами и покупателем есть еще переработка, к которой сегодня больше вопросов, чем к самим производителям. Переработчикам необходимо менять подходы, технологии, а соответственно, и качество. Наша ассоциация пытается влиять на переработчиков и на власть, чтобы сосредоточить совместные усилия на разработке экспортных рынков сбыта. Недавно мы в рамках грантового проекта ФАО осуществили торговую миссию в Гонконг — это достаточно интересный регион и перспективный рынок для того, чтобы пробовать налаживать связи. Однако это лишь первые маленькие шаги. Для того чтобы осуществлять первые пробные поставки на новые рынки, подобные шаги должны иметь массовый характер.
Насколько готова наша свинина выйти на такие рынки?
В принципе, она по многим параметрам соответствует мировым стандартам. У нас также есть сертифицированная переработка, однако практически нет предприятий, которые бы имели сертифицированный убой. А к нему на мировом рынке достаточно высокие требования и санитарные стандарты. И в этом тоже одна из наших основных проблем.
Есть ли у нас компании, которые уже сегодня заинтересованы в прохождении такой сертификации, либо уже начали ее проходить?
В 2014 году планировалась миссия ЕС, цель которой — изучить возможность украинских производителей свинины по прохождению соответствующей сертификации. Некоторые компании подавали заявки на аудит. Однако впоследствии, оценив расходную часть и период окупаемости, эти компании отказались от дальнейшего участия в процессе аудита. То есть, на тот момент процесс не состоялся. Но сейчас ситуация меняется — отсутствие должного спроса и ценовая ситуация требуют от производителей не стоять на месте, двигаться. У них появляется понимание, что все-таки нужно выходить на экспортные рынки — искать потенциальных покупателей, изучать требования экспортных рынков, подстраиваться под общие правила мирового рынка свинины. А поскольку это рынки переработанной свинины, то они требуют сертификации производства. И это не обязательно должен быть европейский рынок, который является одним из самых тяжелых. Но, в принципе, нашему производителю в этом направлении надо двигаться в краткосрочной перспективе.
Сейчас понемногу этот процесс идет. Нашему производителю в этом плане весьма полезно изучать опыт и технологии ведущих производителей свинины из других стран, особенно производителей из потенциальных экспортных рынков. А также спрос на этих рынках. Причем изучается не только сегмент мяса, но и субпродуктов. Например, в Китае есть определенный интерес к ножкам, хвостикам, пятачкам. Но опять же, их надо соответствующим образом упаковать, обеспечить надлежащее хранение в процессе доставки потенциальному покупателю на этом рынке. И чтобы туда начать поставлять, следует вносить коррективы в убой в соответствии с правилами, которые существуют на рынке покупателя.
Скажите, пожалуйста, есть ли пробелы в законодательстве, которые бы тормозили процесс сертификации и выхода украинской свинины на внешние рынки?
У нас есть пакет законов о безопасности пищевых продуктов. В некоторые из них вносятся коррективы, этот процесс продолжается, он еще не закончился. Пробелов, как таковых, почти нет. У нас отстает сама реализация определенных законов. Например, система контроля безопасности пищевых продуктов базируется на одном из принципов, который называется прослеживаемость. А для того, чтобы она происходила, необходима идентификация животных. Именно процесс идентификации у нас не завершен. Есть промышленный сегмент, где все вроде четко, однако мы имеем достаточно мощный сегмент домохозяйств, который фактически неконтролируемый. В этом сегменте свинина не идентифицирована, она попадает на рынок, не известно, как осуществлялся убой, где и сколько времени она хранилась и т.д. То есть нам активно нужно продолжать процесс имплементации украинского законодательства к требованиям ЕС.
Как в общем можно охарактеризовать ситуацию с инвестициями в отрасли?
На сегодняшний день у нас есть латентные проекты, которые рассматриваются, но пока большинство из них находятся в режиме ожидания. Однако некоторые из производителей в этом году все-таки инвестировал в производство. Хотя это инвестиции не в его расширение и увеличение мощностей, а скорее на повышение его эффективности — например, установление биогазовых установок (ЧП «Сигма» в Днепропетровской области).
Какую продукцию свиноводства мы импортируем и из каких стран?
У нас есть так называемый фоновый импорт. За 10 месяцев этого года мы импортировали 62 тыс. тонн свинины — это преимущественно субпродукты и жир, самой свинины мало. По итогам года объем импорта составит 70 тыс. тонн, а это в два раза меньше, чем в 2014 году.
Расскажите, пожалуйста, о третьем факторе негативного влияния на развитие рынка свинины — ситуацию с АЧС и ее массовым распространением.
В 2014 году у нас были единичные случаи в приграничных районах, а в 2015 — серьезная экспансия, сначала в северных районах — Черниговская, Сумская, Житомирская, Киевская области. А теперь достаточно серьезный удар по промышленным хозяйствам. К примеру, на предприятии Калитянский (Киевская область) было уничтожено более 60 тыс. голов.
После некоторого затишья, когда можно было надеяться на оптимистический сценарий, что нам удастся локализировать вспышки и можно будет ожидать лишь незначительное распространение заболевания, мы получили вторую очередь атаки АЧС уже векторного характера (наиболее опасного), особенно в южных регионах — Одесской, Николаевской областях. АЧС сегодня затронула и Черкасскую область, и Белую Церковь Киевской области, а также Полтавскую.
Наиболее опасные случаи вдоль Одесской трассы, ведь там расположены не промышленные хозяйства, которые обычно находятся под постоянным контролем со стороны государственных органов. Это сегмент домашних хозяйств, слабо контролированный. В этом регионе, особенно Врадиевский район Николаевской области, развивается малое фермерство — 50-250 голов. Почти в каждом из них есть предприятия, специализирующиеся на забое, переработке. Производимая продукция идет в Одесскую область — на «Привоз» и в других направлениях.
В зону риска легко может попасть серьезный путь к портам — трасса «Киев-Одесса».
Что касается массового распространения АЧС, проблема наша в том, что на сегодняшний день Госветфитослужба находится в полуреформированном состоянии. В результате, удается только своевременно реагировать на случаи АЧС, причем не без помощи и активной позиции общественных объединений, в том числе и нашей ассоциации. Однако этого недостаточно, ведь нужно не реагировать, а предупреждать распространение вспышек. Тут нужно действовать на опережение.
И в этом плане, к сожалению, государственных ресурсов не хватает. Госветфитослужба, находясь в подвешенном состоянии, потеряла серьезные рычаги влияния. Еще одна проблема в том, что сейчас цена реализации продукции крайне низкая и поэтому нет мотивации у населения сбывать поголовье, особенно в местах, граничащих с карантинными зонами. Если бы население в прикарантинных зонах согласилось сбыть поголовье, распространения болезни во многих случаях можно было бы избежать.
Как, по Вашему мнению, должно происходить реформирование системы ветеринарного и санитарного контроля в нашей стране?
Сейчас трудно комментировать, как именно будет осуществляться ветеринарный контроль в нашем государстве, поскольку новосозданная Госпотребслужба находится в процессе становления, там еще и штат не набран, и положение не готово. Я считаю, что поскольку мы законодательно ориентируемся на европейский рынок, то и пример по работе контролирующих органов в области свиноводства и самой системы контроля следует брать от стран, которые достигли значительных успехов и высокой эффективности в свиноводстве — это прежде всего Дания, Германия и другие.
Динамика средних цен на продукцию растениеводства за период 07.12.15-14.12.15
1. Кукуруза 2 класса (Цены приобретения с/х продукции) (мин: , макс: руб.)
Читать далее
Динамика средних цен на продукцию животноводства за период 07.12.15-14.12.15
1. КРС средней упитанности (Сведения о ценах производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию) (мин: , макс: руб.)
Читать далее
На Орловщине внедрят электронную ветеринарную сертификацию
Об этом шла речь на семинаре в ОрёлГАУ, проведённом областным управлением ветеринарии для руководителей районных сельхозуправлений, ветеринарных учреждений и хозяйствующих субъектов региона.
Читать далее
По данным НАФИ, около 90% россиян заметили рост цен на продукты питания в последние пару месяцев
По данным НАФИ, около 90% россиян заметили рост цен на продукты питания в последние пару месяцев, а 37% будут вынуждены ограничивать себя в питании. Как вырастут цены в следующем году?
Читать далее

